ПЛАН.
- Предпосылки
возникновения государства.
- Древний Египет:
структура общества.
- Военные деспотии
Древнего мира.
- Древняя Индия.
Империя Маурьев.
-1-
Время, начавшееся с
возникновения первых государств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно
разделяется на три периода. В IV-II
тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период
раннего Древнего мира). В конце II-I
тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних государств. В первой
половине I тысячелетия до н.э. эти государства вступают в период
упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших
на периферии Древнего мира – античной Греции и Древнего Рима.
Как была устроена жизнь
людей в условиях первобытно-общинного строя?
Кто решал основные
вопросы жизни племени?
В каждом селении были
старшие по возрасту люди, опытные в земледелии, которые знали обряды,
пользовались уважением и играли роль
руководителей. В трудные времена, когда возникали конфликты внутри общин или с
соседями, обращались к ним за советами.
Создание
ирригационных систем, стихийные бедствия, многочисленные внешние враги
вынуждали древних людей держаться друг друга, чтобы выжить. Для этого несколько
селений, состоящих из родственников, выбирали руководителями лучших людей от
каждой общины (старейшин).
Пока это ещё не были
государства, но скоро несколько таких образований или союзов общин,
расположенных вдоль одного или нескольких оросительных каналов, превратились в
древнейшие города-государства.
Возникновение
государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к
специально созданным для этого институтам. Обычаи и традиции заменяются
законом, соблюдение которого обеспечивается вооружённой силой.
Возникновение древнейших государств мира
стало возможным только после того, как люди научились выделывать орудия труда
из металлов – меди, бронзы. Это повысило производительность труда, обеспечило
достаточный излишек продуктов.
В общинах начинает ощущаться имущественное
неравенство. Излишки получаемых продуктов оказываются всё чаще в руках знати,
влиятельных общинников. Социальной дифференциации способствовало развитие
скотоводства – отрасли, в которой интенсивно накапливался прибавочный продукт,
попадавший в собственность племенной верхушки.
Намечаются контуры
основных прослоек общества: господствующий слой (потомки родоплеменной знати,
жречество, зажиточные общинники), члены земледельческих общин (основные
производители материальных благ); прослойка рабов (пока ещё весьма
незначительная).
Образование социальных прослоек, формирование
классов привели к появлению государства, которое должно было регулировать
отношения между новыми социальными группами и рождающимися классами в интересах
господствующего строя.
Зажиточная
родоплеменная верхушка была заинтересована в укреплении своей власти и защите
богатства от малоимущих соплеменников, необходимо было удерживать в повиновении
покорённые племена, обращённые в рабство, существовала потребность в проведении
крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племён.
Если внимательно
посмотреть на карту, легко заметить, что первые государства появились в долинах
крупных рек с плодородными почвами по берегам, с тёплым климатом, где можно
было заниматься земледелием. В долинах: реки Нил сложилось государство – в
Египте, Тигра и Ефрата – в Междуречье 24 в. до н.э.; Инд – Индия, Хуанхэ - III-II
тыс. до н.э. первое государство образовалось в Китае.
Создание
ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа
людей, усилий всей страны в целом.
Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы
невозможно было осуществить без жёсткой организации, без сильной централизованной
власти. Всё это способствовало созданию специфической формы такой власти –
неограниченной монархии, которую часто называют «восточной деспотией».
Сущность
её, как и всякой другой формы государства, в подавлении сопротивления
эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Во главе государства стоял
правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей
земли.
Активное вмешательство государства в
хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, то
есть аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только
взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные
работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для
военных походов, осуществляли суд.
Важной
особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы
государства – правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей власти:
законодательной, исполнительной, судебной, - но вместе с тем признавался
сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов.
Обожествление личности царя-деспота – важная особенность древневосточной
деспотии (в Египте фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, то есть
Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес.
Впоследствии он был наделён «солнечным именем» - он стал богом Ра. Дворец его
считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считалось,
обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую).
В
Китае императора называли Сыном Неба, сыном верховного божества.
В
древнейшей религиозной индийской книге Веды было написано, что царь создан из
частиц тела разных богов «и потому он блеском превосходит все созданные
существа…Подобно солнцу, он жжёт глаза и сердце, и никто на земле не может
смотреть на него. По своему (сверхъестественному) могуществу он есть огонь и
ветер, он – солнце и луна, он – владыка правосудия… »
-2-
Особенностью восточных обществ была их строгая
иерархичность: каждый социальный слой занимал своё чёткое определённое место и
отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями,
правами и привилегиями.
Поэтому общество в
древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды.
Так, высшая власть в
Древнем Египте принадлежала фараону, который считался верховным правителем,
богочеловеком. Он носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Ему принадлежала
значительная часть земель и рабов. Распоряжения его приобретали характер
безусловного повеления.
Значительным влиянием
пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными
затмениями, их благословение считалось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое
значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение
к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний.
Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени
разливов Нила требовали сложных расчётов.
Высокое положение в
обществе занимал помощник фараона – высший чиновник – чати и многочисленный
аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому учёность
приносила большие практические выгоды.
Особенностью
центрального аппарата Египта была нерасчленённость придворных функций по
обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения
жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем
главнокомандующим армии, управителем дворца, виночерпием и верховным жрецом
какого-либо храма.
Органической частью
государственного аппарата была армия. В то время она комплектовалась по
царскому набору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооружённой
луками, стрелами, копьями и короткими мечами. После удачных походов
устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счёт разграбления
захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжёлым работам. В
Египте воины трудились на каменоломнях.
Довольно
многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и
ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских,
принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.
Основную часть
общества составляли свободные общинники-крестьяне. Наряду с крупными
хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте существовали соседские общины. Земли
их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди»,
платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности.
Несмотря на
достаточно тяжёлые повинности, принадлежность к общине была привилегией:
свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился
земли.
Все члены общины были
связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за
совершённые кем-либо из её членов преступления. Община, например, должна была
компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они
сами не могли этого сделать.
Человек в общине
чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива, а не отдельной личностью,
которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому
изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.
Появляется новый социальный институт
– рабство, слабо известное в родовом обществе. Рабство стало возможным и даже
необходимым на той стадии развития общества и его производительных сил, когда
отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт.
Вот почему захваченных во время военных действий пленников не убивали как
лишних едоков, а превращали в рабов, то есть
лишали всех прав и принуждали к труд. Рабы (бак, «говорящие орудия»)
составляли особую прослойку египетского общества. Основной функцией раба
становится работа на своего господина (древние египтяне называли таких
пленников выразительным термином «убитый живой»). Итак, прежде всего рабов
давали войны. Рабство усложнило
имущественную и иную дифференциацию родового общества: появились богатые
и бедные, знатные и простолюдины; часть общинников разоряется из-за неурожаев,
стихийных бедствий, маломощности хозяйства и деградирует до положения
рабов. Следовательно, формирующийся слой
рабов мог пополняться из источников как внешних, так и внутренних.
В Египте во II
тысячелетии до н.э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники,
садовники, пастухи.
Древнеегипетское
государство просуществовало более двух тысяч лет. Здесь необходимо учитывать
характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь как бы шла по замкнутому
кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ.
Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли
качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись новые знания, то они
становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете,
используя для укрепления влияния своих храмов.
Исключительно редкими
были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого
положения. Пленные из других земель понимали, что протест или побег не вернёт
их в родное племя, отдалённое сотнями километров пустынных земель. И
господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как
немилость судьбы и высших сил.
Притеснения
со стороны власть имущих были типичным явлением. В то же время в государствах
древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали
определённую защиту всем слоям населения, в том числе и малоимущим. Многие из
них отражали племенные традиции,
сформировавшиеся в глубокой древности.
В древнем Египте считалось, что отношения людей в государстве
строятся на основе маат, то есть на
основе божественной справедливости и порядка, истины. Утверждают её боги и
цари: благодаря законам преодолеваются хаос, дисгармония. В одном из
древнеегипетских поучений в честь справедливости произносятся такие хвалебные слова: «Велика справедливость и превосходство её
непоколебимо». В другом поучении, написанном от имени одного из царей Египта,
говорится о том, что царь должен заботиться обо всех подданных, а не только о
вельможах, ибо все люди – «стадо бога», «подобия, вышедшие из его плоти».
Основную
угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных
провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными
властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.
В XVIII
веке до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов (дословно
«царей-пастухов»), разгромивших войска фараона и поселившихся в плодородной
долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы).
Центром сильнейшего из них были Фивы. Именно гиксосы впервые принесли в Египет
конное дело и использование боевых колесниц.
В первой половине XVI
века до н.э. усиление Фив стало беспокоить гиксосских царей, согласно легенде,
один из них – Апопи II Аакененра – отправил к правителю Фив
Секенра посольство с причудливым требованием унять нильских гиппопотамов,
которые своим шумом близ г. Авариса якобы не давали гиксосскому царю заснуть.
Конец этой истории не сохранился: похоже, Секененра придумал какой-то
находчивый ответ, и гиксос был вынужден
оставить Фивы в покое! Сын Секененра, Камос, перестал признавать верховную
власть гиксосского царя и сам принял царский титул. Он возобновил войну с
гиксосами, добившись немалых успехов (ему удалось даже осадить Аварис).
Преемник Камоса, его младший брат Яхмос, нанёс гиксосам решительное поражение,
взял Аварис, изгнал их в Азию и там овладел их последним оплотом – крепостью
Шарухен в Южной Палестине.
Так, через два века
власть фараонов была восстановлена.
В XII веке до н.э. в
Египет вторглись ливийские племена и так называемые народы моря, живущие на
Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством
изготовления оружия из железа и были грозным противником. Египту удалось отбить
это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадок центральной власти.
Страна вновь распалась на два царства – Нижний и Верхний Египет, которые были
завоёваны более сильными соседями.
-3-
С наступлением
железного века – появлением первых орудий из железа – производительность труда
земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не
поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы стали теснить
соседние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории
необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых
государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с
организацией орошения земли. С этой задачей. благодаря более совершенным
орудиям труда, сельские общины уже справлялись.
Новые государственные
образования представляли собой военные деспотии. Они обеспечивали
земледельческим общинам, ремесленникам и торговцам городов защиту от внешних
врагов. Собираемые налоги шли на содержание
армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель
контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в
распоряжении её повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во
имя расширения территории велись непрерывно.
Возникавшие империи были не прочными,
опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность
входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серьёзных
военных поражениях приводили к их распаду.
Центрами первых
военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском
нагорье (держава хеттов, Ассирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за
контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII
веках до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с
египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Ассирия. Она ещё
с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над
плодородными землями Междуречья. В X-VII
веках до н.э. Ассирия распространила всю власть на всю Малую Азию, покорила не
только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское
царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племён.
В VII
веке до
н.э. союз мидийских племён отказался подчиняться Ассирии и начал против неё
войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть её
владений.
В VI
веке до н.э. началось возвышение Персидской державы. Персы, при царе Кире II
(558-530
до н.э.), освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им
удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе
Камбизе они овладели Египтом.
В
Дарий Гистасп
прославился не столько военными предприятиями, сколько своим умным правлением и
устройством Персидской монархии. Она была разделена примерно на 20 провинций
(сатрапий). Начальники их, или сатрапы, главной обязанностью которых был сбор
дани, при этом нередко грабили и угнетали народ для своего обогащения. За ними
надзирали особые царские чиновники, которые назывались «очами и ушами
государя». В каждой провинции расположен был отряд войска для поддержания её
покорности. Чтобы уменьшить грабительство сатрапов, Дарий определил для каждой
провинции количество дани. Для удобства торговли и расчётов впервые в мире
началась чеканка серебряной монеты.
Чтобы установить быстрое сообщение с
провинциями, от царской резиденции проведены были в разные стороны дороги, на
которых размещены станции расстоянием друг от друга в один день пути, тут
находились гонцы с конями, всегда готовые переносить приказания от царя к
сатрапам и донесения от сатрапов к царю. Покорённые народы обыкновенно должны
были выставлять вспомогательные отряды во время войны. А морскую силу персов
составляли преимущественно финикийцы и малоазиатские греки.
Царь представлял
образец восточных государств – власть его была ничем не ограничена, и все
подданные, в сущности, были его рабами. Двор царский (носивший также, как и у
турок, имя порты) отличался чрезвычайной пышностью и был недоступен для народа;
он был наполнен многочисленными слугами, чиновниками, евнухами и
телохранителями, так что во дворце ежедневно обедало до 15 тысяч человек.
Гвардия царя состояла из 2 тысяч отборных всадников и такого же числа
копьеносцев, кроме того, за ним следовал
всегда 10-тысячный отряд «бессмертных», который составлял ядро царской армии.
Каждая провинция должна была доставлять к царскому столу лучшее, что имела.
Например, пшеницу – с западных берегов Малой Азии, вино из Сирии, соль из
Ливии, воду из реки Хоапс (приток Тигра), и воду эту в золотых сосудах возили
за царём во время походов.
Вследствие внутренних
смут огромное Персидское государство скоро пришло в упадок. Слабость его вполне
обнаружилась во время войн с греками. В IV
веке до н.э., она рухнула под ударами войск Македонии.
-4-
Древнейшая в Южной
Азии цивилизация называлась Индской, так как она возникла в районе реки Инд в
Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Как и первые две
в Месопотамии и Египте, - расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно.
Становление её было связано с организацией высокоурожайного земледелия.
Изучение культуры долины Инда произошло сравнительно недавно
(в 20-е годы XX века), и по разным причинам известна она значительно
хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское
государства. Однако можно утверждать, что для неё было характерно использование
бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные
признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, то есть гражданского
общества и государственности.
В отличие от Египта
периоды полной централизации были здесь очень не продолжительны. Например, в
середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга и поблизости от неё
сформировалось около 16 довольно крупных государств.
Сложность создания в
Индии военных деспотий отчасти объяснялось обширностью её территории,
значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы.
Большую роль играла здесь уникальная
система общественных отношений.
Ещё в рамках
родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно
включали несколько поселений), сложилась жёсткая система наследования
профессий. Общество разделилось на варны – замкнутые группы людей.
Высшую варну составляли жрецы, называвшиеся брахманами, варны
брахманов (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная
варна объединяла … рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и
их потомки) составляли низшую варну – шудр. Первые три варны были
господствующими и произошли от арийцев, завоевателей Индии, а шудры
образовались из покорённых народов; последние отличались от других варн и более
тёмным цветом кожи. Кроме того, было в Индии ещё покорённое племя париев (неприкасаемых); они находились
в таком презрении у индусов, за что, например, одно прикосновение к парию
считалось осквернением, от которого надо было очищать себя особыми религиозными
обрядами. Брахманы пользовались большими почестями, они строго поддерживали
разделение народа на касты, происхождение которых приписывали самому Брахме,
верховному индийскому божеству. А именно, брахманы учили. Что сами они вышли из
головы Брахмы (из уст), воины из рук его, ремесленники из бёдер, а шудры из
ступней.
Границы между кастами
были практически непреодолимы. Каждый человек от рождения принадлежал к
определённой касте, и это предопределяло его дальнейшую жизнь: браки
заключались только внутри каст, род занятий зависел от происхождения. Образ
жизни человека. Его деятельность, даже любовь – всё это строго
регламентировалось.
Социальное
неравенство подкреплялось религиозно-нравственным: только первые три касты были
приобщены к религии и имели право читать священные книги древнейших индусов –
Веды. Шудры были неполноправны и в религиозной, и в социальной жизни; общение с
ними считалось позорным для представителей других каст; дети, рождённые от
смешанных браков, объявлялись неприкасаемыми.
Чистота каст сохранялась во многом и за счёт сложившейся ещё в
глубокой древности веры в перевоплощение душ. Согласно религиозным
представлениям древних индейцев человек, который свято выполняет все обязанности своей касты, в следующей жизни
имеет шанс оказаться на более высокой ступени общества. (если человек не
выполнял при жизни установленных брахманами правил, то душа возрождалась в теле
неприкасаемого или даже животного, например червя.)
Изолированность и
замкнутость каст, их социальное и религиозно-нравственное неравноправие снижали
активность общества, делали его статичным, создавали большие препятствия для
его развития, причём не только в эпоху древности, но и в дальнейшем.
Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастового поведения, обеспечит