ПЛАН.
- Причины
раздробленности. Междоусобная борьба князей
- Крупнейшие земли
и княжества Руси, их особенности.
3. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и
политическое
развитие.
-1-
На рубеже XI - XII
вв. единое Древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных
полусамостоятельных княжеств и земель. Начинается период феодальной
раздробленности, или, по определению историков XIX века, удельный период в
отечественной истории. Ему предшествовали острые междукняжеские усобицы. Для
этого времени усобицы, как правило, кончались победой одного, наиболее сильного
из князей и поражением, а то и гибелью остальных.
Иной характер носили
междукняжеские отношения после смерти Ярослава Мудрого (
Одной из причин
постоянных междоусобиц были притязания многочисленных потомков Ярослава Мудрого
на самостоятельное княжение.
Русскую землю Ярослав
разделил между тремя старшими сыновьями (Игорь и Вячеслав получили менее
существенные, чем остальные, земли, Владимир-на-Волыни и Смоленск, и оба вскоре
умерли), создав своего рода триумвират Ярославичей. Изяслав как старший получил
Киев, Великий Новгород и Туровское княжество, Святослав - Черниговскую землю,
землю вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань, а Всеволод - Переяславль Киевский,
Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье. Это распределение было на
первый взгляд странным: ни у одного из братьев не было какого-то одного,
большого княжества, земли были расположены чересполосно. Более того, Святослав,
которому достался находящийся севернее Киева Чернигов, получил южные земли в
северо-восточной части Руси. Всеволод же, в чьих руках был Переяславль Киевский
(южнее Киева), владел северной частью земель Восточной Руси. Вероятно, таким
образом, Ярослав пытался преодолеть возможность будущего раздробления,
стремился создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга и не
могли править самостоятельно.
На первых порах
триумвират Ярославичей был действенным: они вместе боролись против Ростислава
Владимировича, захватившего Тмутаракань. Впрочем, он был вскоре отравлен
византийским агентом: Византия боялась усиления русского влияния на Кавказе.
Единым фронтом
Ярославичи боролись против Всеслава полоцкого, который в
Ярославичи, выступив против Всеслава, в
События последующих
лет привели к распаду триумвирата. В
После его смерти (
В
Князья выразили
сожаление по поводу усобиц, идущих на пользу только половцам, которые
"землю нашу несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати", решили
быть отныне единодушными ("имемся въ едино сердце") и установили:
"Кождо да держать отчину свою". Таким образом, Русская земля больше
не считалась единым владением всего княжеского дома, а была совокупностью
отдельных "отчин", наследственных владений ветвей княжеского дома.
Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся разделение
Русской земли на отдельные княжества - "отчины", закрепляло
феодальную раздробленность.
Таким образом, съезд
как бы ещё раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями их
«отчин». Это говорило о том, что единое государство начало распадаться, потому,
что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения. В то же время съезд
подтвердил, что киевский князь по-прежнему является главным князем Руси.
Причиной такой
возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и
военной мощи, роста городов, увеличение в них населения. А главное – в это время во главе Руси стоял слабый правитель, у
которого не было воли и сил подчинить себе всю страну. Единственное, что ещё
объединяло все земли, - это их страх
перед половецкими нашествиями. За единство Руси выступала и церковь.
Однако разделить
землю князьям было легче, чем стать единодушными. В том же
На некоторое время,
однако, усобицы остановились благодаря деятельности Владимира Мономаха.
В
Время правления
Владимира Мономаха оказалось самым плодотворным за последние десятилетия.
В истории Руси он
выступил как первый серьёзный реформатор, как человек, осуществивший ряд
серьёзных преобразований в жизни общества, которые утихомирили хотя бы на
некоторое время несогласия, раздоры, насилия. Владимир Мономах воссоздал
единство Руси. Не нарушая заповеди Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда
о том, что каждый князь владеет своей «отчиной», он заставил всех князей
подчиняться великому киевскому князю. При этом он действовал стремительно и
жестоко. Так, он подавил мятеж своего племянника Ярослава Святополчича, который
правил на Волыне. Когда Владимир узнал, что среди новгородского боярства созрел
заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, он вызвал бояр в Киев и бросил
их в темницу.
Одной из главных
заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев
и предотвращения их набегов на Русь. Это уже была не оборона. Русь сама
стремилась нанести удар своим врагам.
В конце жизни Владимир Мономах написал своё
знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о свое трудной, полной
опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях
между людьми. Он писал, что любое зло рано или поздно будет наказано, а добро
восторжествует. «Молод был и состарился, - писал он, - и не видел праведника
покинутым, ни потомков его просящими хлеба».
Княжение Владимира
Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) были
временем восстановления единства Древнерусского государства.
Однако центробежные
силы оказались непреодолимыми. Феодальная раздробленность наступила. Нельзя
представлять себе феодальную раздробленность как некую феодальную анархию.
Более того, княжеские усобицы в едином государстве, когда речь шла о борьбе за
власть, за великокняжеский престол или те или иные богатые княжения и города,
были порой более кровопролитными, чем в период феодальной раздробленности.
Произошел не распад Древнерусского государства, а превращение его в
своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя власть
его все время слабела и была скорее номинальной. Отношения между князьями
регулировались существовавшим тогда обычным правом и заключавшимися между ними
соглашениями. Цель усобиц в период раздробленности была уже иной, чем в едином
государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества,
расширение его границ за счет соседей.
Процесс феодального
раздробления некогда обширной империи характерен не только для Руси, а для всех
стран Европы и Азии. Это объективный процесс, связанный с общим ходом как
экономического, так и социально-политического развития. Древнерусское
государство никогда не было до конца единым. При общем господстве натурального
хозяйства не существовали и не могли существовать прочные экономические связи
между отдельными землями. С другой стороны, было бы неверным считать, что они
были экономически полностью обособлены друг от друга.
Кроме того, при
сознании единства Русской земли в Киевской Руси продолжали существовать остатки
племенной обособленности. Так, автор "Повести временных лет" с
иронией говорит об ильменских славянах, с пренебрежением о древлянах, кривичах,
вятичах, радимичах и только племенной союз полян, к которому он сам
принадлежал, характеризует самым лестным образом: "мужи мудри и
смыслени". Остальные же "племена", по его словам, жили
"звериньским образом", "скотьски".
Однако ни отсутствие
прочных экономических связей, ни племенная рознь не воспрепятствовали в IX в.
объединению восточнославянских племенных союзов в единое государство и на
протяжении почти трех веков не приводили к его распаду. Причины перехода к
феодальной раздробленности следует искать прежде всего в появлении и
распространении феодального землевладения не только княжеского, но и частного,
возникновения боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса
становится теперь не дань, а эксплуатация феодально-зависимых крестьян внутри
боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял
и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество, а
не переходить на новый княжеский стол.
Другими причинами
перехода к феодальной раздробленности были рост городов и развитие отдельных
земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра
появляется несколько.
Количество княжеств
постоянно менялось, так как каждое из них в ходе семейных разделов распадалось
на новые. С другой стороны, встречались и случаи, когда соседние княжества
объединялись. Поэтому можно перечислить лишь главные из княжеств и земель:
Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское
(объединившиеся впоследствии в Галицко-Волынское), Ростово-Суздальское
(впоследствии Владимиро-Суздальское). Особняком стояла Новгородская земля с ее
республиканским строем. В XIII в. из нее выделилась Псковская земля, также
республиканская.
Из большого числа
княжеств, на которые распалось Древнерусское государство, наиболее крупными
были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля.
Развиваясь как феодальные государства, эти образования представляли по сути
своей разные виды государственности, возникшие на обломках Киевской Руси. Для
Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть,
генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием.
В Новгородской земле установился республиканский строй: вече и боярство здесь
доминировали над князем, которого нередко изгоняли из города - "указывали
путь". Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние
традиционно сильного боярства и княжеской власти. При определяющем значении
государства в отечественной истории эти различия оказали существенное влияние
на ход событий, поскольку оказались связанными с реальными возможностями власти
определять исторические судьбы этих регионов.
Вместе с тем с
наступлением феодальной раздробленности не было утрачено сознание единства
Русской земли. Удельные княжества продолжали жить по законам Пространной
Правды, с единым митрополитом, в рамках своеобразной федерации, способной даже
к совместной обороне границ. Позднее этот фактор станет играть важную роль в
процессе собирания земель вокруг нескольких княжеств-центров, претендующих на
киевское наследие.
Феодальная раздробленность - естественный этап в развитии феодализма. Она способствовала выделению и развитию новых центров, упрочению феодальных отношений. Но, как всякое историческое движение, оно имело и негативные стороны: с ослаблением, а затем крушением единства падала способность этноса эффективно противостоять внешней опасности.
-2-
Расположенная на
северо-востоке от Приднепровья Ростово-Суздальская
земля (иначе ее часто называют Северо-Восточной
Русью) была далекой окраиной Древнерусского государства. Здесь
первоначально жили угро-финские (мордва, меря, мурома) и балтские (в западной
части) племена. Лишь на рубеже IX - X вв. с северо-запада сюда начинают
проникать ильменские словене, а с запада - кривичи, на рубеже X - XI вв. -
вятичи, которые упорно не подчинялись власти Древнерусского государства.
Владимир Мономах в своем поучении детям одним из своих подвигов называл то, что
он прошел "сквозе вятичи".
От остальной части
Древнерусского государства эту землю отделяли густые и труднопроходимые леса. В
летописях зарегистрирован даже неожиданно комический эпизод междукняжеских
усобиц, когда уже позднее, в XIII в., в районе Москвы войска двух враждебных
князей не нашли друг друга - "минустася в лесех", и битва не
состоялась. Край этот потому часто назывался "Залесским".
Первоначальной столицей этой земли был
Ростов, первые достоверные сведения о котором относятся к рубежу X - XI вв.
Ростово-Суздальская
земля, попавшая по разделу между Ярославичами в руки Всеволода, оставалась и
дальше под властью его потомков - сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого, при котором
фактической столицей княжества стал Суздаль. Вряд ли свое прозвище этот князь
получил за особенности своего телосложения. Вероятней другое: свои
"долгие" (т. е. длинные) руки он из Суздаля протягивал в самые разные
концы Русской земли, активно участвуя в различных княжеских междоусобицах.
Полем его деятельности была вся Русь: он стремился к захвату Новгорода и
вмешивался в междукняжеские отношения даже в далекой Галицко-Волынской земле.
Но главной целью его устремлений был киевский великокняжеский престол. Ему
удалось захватить Киев дважды - в 1149 и в 1155 гг. После
С именем Юрия Долгорукого
часто связывают основание Москвы. Действительно, Юрий основал немало городов на
границах своего княжества. Он упоминается также в первом летописном известии о Москве в
С именами сыновей
Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского
и Всеволода Большое Гнездо связан
политический и экономический подъем Северо-Восточной Руси.
Время Андрея
Боголюбского - время весьма активной политики владимиро-суздальского князя. Он
ведет успешную войну с Волжско-Камской Болгарией (
Предметом особых
забот Андрея Боголюбского было повышение роли Владимиро-Суздальского княжества
в общерусской политике и его значительное обособление. Этому способствовало
превращение Божьей матери Владимирской в небесную покровительницу княжества.
Установление богородичного культа как основного во Владимиро-Суздальской земле
как бы противопоставляло ее Киевской и Новгородской землям, где основным был
культ св. Софии. Развернутое при Андрее Боголюбском мощное каменное
строительство также призвано было подчеркнуть могущество и суверенность
княжества. Андрей пытался найти во Владимиро-Суздальской земле и собственного
святого ростовского епископа Леонтия, хотя добиться его канонизации в то время
не удалось. Пытался Андрей установить во Владимире и отдельную от Киева,
подчиняющуюся непосредственно Константинополю митрополию. Кандидатом на
митрополичий престол был упомянутый выше местный епископ Федор. Создание двух
митрополичьих кафедр на Руси означало бы новый шаг по пути феодальной раздробленности.
Однако константинопольский патриарх не согласился на эту просьбу Андрея, а
позволил ему лишь перенести епископский престол из старого Ростова в новую
княжескую резиденцию - Владимир.
Андрей с большой
подозрительностью относился к окружающим. Не только стремление опереться на
горожан, но и опасение, с которым он относился к слишком независимым
суздальцам, еще собиравшим вече, побудили Андрея перебраться во Владимир. Но и
во Владимире ему неуютно, и он большую часть времени проводил в Боголюбове, в
мощном каменном замке, окруженный лишь верными придворными и рабами. Но именно
в их среде родился заговор, приведший к гибели Андрея (
Военные предприятия и
строительство стоили очень больших средств и вызывали увеличение поборов с
населения. Вот почему смерть князя была воспринята и в Боголюбове и во
Владимире, да и в окрестных селах, как радостное событие, как сигнал к
выступлению против угнетателей. Боголюбцы разграбили княжеский дом, убили
многих мастеров, привезенных им для строительства, в его селах и волостях были
убиты посадники и тиуны, избиты младшие члены дружины.
Борьба за власть
между младшими братьями Андрея после его смерти завершилась победой одного из
них - Всеволода Юрьевича по прозвищу Большое Гнездо (
Всеволод вступил на
престол совсем молодым, 22-летним человеком (он был на 40 с лишним лет моложе
своего брата Андрея) и княжил 36 лет. Он продолжал политику Андрея
Боголюбского. Так же успешно он воевал с Волжско-Камской Болгарией, совершил
несколько удачных походов в Рязанское княжество и добился его подчинения своей
воле. Во Владимиро-Суздальской земле он правил, фактически единовластно,
приостановив на время ее распад. Всеволод был самым могущественным из князей
Русской земли. Он считался Великим князем Киевским, но с его времени появился и
титул Великого князя Владимирского.
Правда, подчинения Новгорода ему не удалось добиться, но его влияние
сказывалось не только в ближайшей Черниговской земле, но и в Киеве, и в далеком
Галицко-Волынском княжестве.
Однако центробежные
силы были непреодолимы. Уже при жизни Всеволод начал выделять уделы сыновьям.
После его смерти (
В социальной
структуре Северо-Восточной Руси было одно существенное отличие от Юго-Западной.
Княжеская власть была здесь с самого начала значительно сильнее, чем в
Приднепровье. В отношениях князя с его дружинниками уже не было патриархального
равенства, а нередко проглядывало подданство. Не случайно именно здесь в XII в.
возникло "Моление" Даниила Заточника, подлинный гимн княжеской
власти. "Яви мне зрак лица твоего", обращается к князю Даниил. Он
сравнивает князя с отцом и даже с Богом: как птицы небесные не сеют и не пашут,
уповая на божью милость, "тако и мы, господине, желаем милости
твоея".
Процесс распада
Древнерусского государства на ряд уделов сопровождался разорительными
междоусобными войнами. Князья боролись не столько за обособление своих земель,
сколько за овладение престолом великого князя, что привело к затягиванию
периода усобиц.
Но процесс централизации был уже необратим. Владимиро-Суздальское княжество послужило в дальнейшем основой объединения русских земель; центром объединения стала в XIV в. Москва.
На крайнем юго-западе
Древней Руси находились Галицкая и Волынская земли: Галицкая
- в Прикарпатье, а Волынская - по соседству с ней по берегам Буга. И Галицкую,
и Волынскую, а иногда только Галицкую землю часто называли Червоной (т. е.
Красной) Русью, по городу Червень на Галичине.
Благодаря
исключительно плодородной черноземной почве здесь сравнительно рано возникло и
достигло расцвета феодальное землевладение. Именно для Юго-Западной Руси
особенно характерно поэтому мощное, нередко противопоставляющее себя князьям
боярство. Здесь были развиты многочисленные лесные и рыболовецкие промыслы,
работали искусные ремесленники. Шиферные пряслица из здешнего города Овруча
расходились по всей стране. Важное значение для края имели также соляные
месторождения.
Раньше всех начала обособляться Волынская
земля с центром во Владимире Волынском. Здесь княжил один из сыновей Владимира
Святославича Всеволод. Владимиро-Волынское княжество долго переходило из-под
власти одного князя к другому, пока в
Позднее обособилась
Галицкая земля с центром в Галиче. Она составляла первоначально только часть
владений умершего при жизни отца сына Ярослава Мудрого Владимира и сына
последнего Ростислава. Только в XII в. при Владимире Володаревиче (1141 - 1152)
галицкие земли стали независимыми от Киева, а особого могущества достигло это
княжество при сыне Владимира Ярославе Осмомысле (1152 - 1187). Однако именно
при этом князе землю начали раздирать феодальные усобицы. Уже во время этих
междоусобий многие из бояр подумывали о новом властителе: владимиро-волынском
князе Романе Мстиславиче. Он один раз уже захватывал власть в Галиче, пока
Владимир Ярославич находился в Венгрии. А после смерти Владимира (
Роман Мстиславич был
выдающимся полководцем и государственным деятелем. Ему на время удалось
прекратить боярские усобицы, он занял Киев и принял титул великого князя,
поддерживал мирные отношения с Византией и установил мир с Венгрией. Однако,
проводя активную внешнюю политику, он вмешался в междоусобицу польских князей
(родственником которых был) и в
Один из бояр, Володислав Кормиличич, даже на
некоторое время стал князем, что было полным нарушением всех обычаев,
существовавших тогда в Русской земле. Это единственный случай вокняжения
боярина.
Усобицы привели к
фактическому раздроблению Галицко-Волынского княжества на ряд отдельных
небольших уделов, постоянно воюющих друг с другом. Половецкие, польские,
венгерские войска помогали соперникам, грабя, уводя в рабство, а то и убивая
местное население. Вмешивались в галицко-волынские дела и князья других земель
Руси. И все же к
-3-
Своеобразно
развивалась Северо-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли.
Псков первоначально входил в состав Новгородской земли и только потом добился
независимости. Поэтому историю их нужно рассматривать вместе.
Проникновение славян
на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно
раньше, чем в южные районы, и шло иным путем: из славянского прибалтийского
Поморья.