Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.09.2025, 05:59

Хорошева Наталья Александровна

МЕНЮ

Тема 5.2.

 Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

 

ПЛАН.

 

  1. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм.
  2. Европа в период Реформации и Контрреформации.


-1-

Возрождение, Ренессанс — эпоха в истории европейской культуры XIII - XVI вв., знаменующая собой переход от Средневековья к Новому времени. Термин «Возрождение» впервые, по-видимому, введен Джорджо Вазари (XVI в.) в применении к итальянскому искусству. Периодизация эпохи Возрождения опирается на хронологию искусства Италии — родины Ренессанса. Предваряющим Возрождение считается Проторенессанс (XIII - XIV вв.), важнейшие принципы ренессансной культуры и искусства оформились в период Раннего Возрождения (XV в.), высший расцвет знаменовал собой Высокое Возрождение (XVI в.). Провозвестниками Возрождения являются Данте — в литературе, Джотто — в искусстве, св. Франциск Ассизский — в духовной жизни Италии. Ключевым для Возрождения и нередко его синонимом является понятие гуманизма, основным признаком которого считается принцип свободного развития личности.

Роль искусства

Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Гуманизм

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).

Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность.

Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.

Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).

Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.

Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск.

В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.

Леонардо да Винчи (1452 г., Винчи близ Флоренции — 1519 г., замок Клу, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497 гг., в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503 г.). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).

Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесносопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470 г., «Благовещение», около 1474 г., оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478 г., Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.

Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма.

В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503 г., Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики».

Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

 

Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-1498 гг.; «Давид», 1501-1504 гг.; картон «Битва при Кашине», 1504-1506 гг.). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512 гг.), статуя «Моисей» (1515-1516 гг.) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.

Вернувшись в 1501г. во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).

В 1546 г. Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514 г.) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. При его преемниках — Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.

Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.

 

Итоги Возрождения

Мысль Реформации не была единственным итогом Возрождения. Натурфилософия развивается в трудах Бруно, превратившего ее в радикальный пантеизм, и Телезио, существенно приблизившего ее к будущему новому естествознанию введением в привычный пантеистический гилозоизм нового метода изучения натуры «из своих собственных принципов». Бурно развивается мысль Контрреформации, в рамках которой осуществляются социальные, психологические и педагогические новации Лойолы, предложившего свою, антилютеровскую концепцию личности. Переживает неожиданный расцвет «вторая схоластика», раскрывшая в томизме новые ресурсы. Результаты, достигнутые при этом в онтологии Фомой де Вио (Каэтаном) и Ф. Суаресом по-настоящему оценили только в XX в. Рабле, Мор, Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Одновременно Макиавелли формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладывая основы современной социологии, а Боден создает теорию правового государства, веротерпимости и суверенитета, начиная эпоху современной юридической мысли. Все это говорит о подспудных поисках философской методологии, каковую найдет следующее поколение мыслителей. Исторический драматизм этого века и его разочарование в гуманистической программе в известной мере стимулировал возвращение к собственно философским установкам. Таким образом, 16 в. можно парадоксально назвать периодом плодотворного распада философии Возрождения и высвобождения из нее жизнеспособных и адекватных времени моделей мышления

В целом же эпоха Возрождения не слишком благоприятствовала философии и не породила великих результатов, за исключением доктрины Кузанца. Философия Возрождения развивалась в косвенных формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение.

 

-2-

 

            Расширение географических горизонтов известного европейского мира, осознание того, что Земля обширна и многообразна, а устройство мира мало похоже на описанное в Библии, распространение идей гуманизма, во многом расходящихся со средневековым христианским мировоззрением, оказали огромное влияние на умы людей. Прежний незыблемый авторитет католической церкви был поколеблен. Алчность священников вызывала протест простых прихожан.

Раскол церкви, схизма, продолжавшийся до 1417 г., значительно ослабил её влияние в крупнейших странах Европы – Англии, Франции и Испании.

            В Чехии, которая входила в состав Священной Римской империи, возникло движение за создание национальной церкви с более демократичным порядком службы, её проведением на чешском языке. Основатель этого движения, профессор Пражского университета, Ян Гус (1371-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинён в ереси и сожжён на костре. Однако его последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360-1430), поднялись на вооружённую борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию. Чехии и провели секуляризацию (конфискация) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420-1431 гг. Рим и империя предприняли  крестовые походы против гуситов, объявили их еретиками, но не добились военной победы и римско-католическая церковь (Базельский собор 1433 г.) пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с особым порядком службы.

В XVI в. центром движения против католической церкви и папского престола стала Германия. Было положено начало Реформации – религиозно-политическому движению, расколовшему католическую церковь и вызвавшему брожение и смуты по всей Европе. Основоположник Реформации профессор университета в Виттенбахе (Германия) Мартин Лютер выступил против продажи индульгенций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источником доходов церкви.

Лютер Мартин (10 ноября 1483 г., Эйслебен, Саксония, — 18 февраля 1546 г., там же), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 г. доктор богословия).

В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 г. на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).

Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.

Тезисы Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Лютер. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 году Лютер искал защиты у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Андреас Карлштадт) и особенно против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542 гг.), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка

Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Он утверждал: не должно быть посредников между Богом и человеком, священники не обладают каким–то особым даром   по сравнению с мирянами. Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Церковь не должна владеть богатствами и землями, и их необходимо отобрать у неё; монастыри должны быть закрыты. Взгляды Лютера нашли поддержку у многих светских правителей Германии, давно уже мечтавших прибрать к рукам церковные земли.

В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1524-1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабабтистов. Они отрицали не только официальную, католическую, церковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Вслед за Лютером с проповедью создания новой церкви выступил Жан Кальвин, развернувший свою деятельность в Женеве (Швейцария). Он утверждал, что судьба человека – дано ли ем у спасти свою душу или нет – определена Богом, и изменить здесь ничего нельзя. Тот, кому предначертано спастись, обладает стойкой верой, дающей силы бороться с дьявольским искушением, помогающей в повседневных делах. Отсюда следовало, что избранником Бога является человек удачливый, а в то время удачей считалась возможность зарабатывать деньги. Подобная позиция идеально подходила для представителей зарождающейся буржуазии и была активно поддержана ею.

Кальвинизм жёстко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявший взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды (т.е. проповедовался «мировой аскетизм»).

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королём Генрихом VIII (1509-1547). Не получив разрешение Рима на развод, он добился  в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская церковь. Главой её провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства соблюдения обета безбрачия.

Всех противников верховенства папы, стремившихся к реформе церкви, стали называть протестантами (протестующие). Они осуждали развлечения и роскошь. Скромность протестантских церквей резко констатировала с великолепием католических. Идеи Реформации распространились среди населения Швейцарии, Северной Германии, Южной Франции, Нидерландов, скандинавских стран.

Папство не могло смириться с потерей своего влияния. В Западной Европе в XVIXVII вв. развернулась борьба между протестантами и католиками. Папский престол попытался перейти в наступление. Для этого были проведены реформы внутренней жизни церкви, на Тридентском соборе, созванным в 1545 г., который подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания. Этот собор положил начало контрреформации – борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астронома Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвинённых в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.

С целью борьбы с врагами папства были созданы особые организации. Самой значительной из них явилось созданное в 1540 г. Игнатием Лойолой общество Иисуса, или орден иезуитов. Орден строился на принципе жёсткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. В члены, или братья ордена принимались только люди, выдержавшие продолжительный искус, во время которого за ними тщательно наблюдали. Главной добродетелью считалось слепое подчинение старшим, иезуит должен был исповедовать им не только свои дела, но и все помыслы, братия следила друг за другом, и, кто оказывался неискренним, того немедленно изгоняли из общества. Судя по способностям, начальство назначало их на разные должности. Самых хитрых и ловких старались устроить духовниками при знатных особах и особенно при дворах владетельных лиц; и они приобретали большое влияние на своих духовных детей. Самые учёные из них определялись наставниками в школы, где старались воспитывать молодёжь в безграичной преданности католицизму и в ненависти ко всякой ереси. Самые красноречивые становились проповедниками, чтобы нести слово Божие в народ. Благодаря такому устройству и неутомимой деятельности, орден скоро приобрёл во многих странах большое влияние и собрал огромные богатства. Главные же усилия он обратил на борьбу с протестантизмом.

В середине XVI в. в Германии вспыхнула война между протестантскими и католическими князьями, закончившаяся в 1555 г. Аугсбургским миром, провозгласившим принцип «чья власть – того и вера». Во второй половине XVI столетия развернулась ожесточённая вооружённая война между французскими протестантами (их называли гугенотами) и католиками. Почти на столетие Европа погрузилась в пучину религиозных войн.

Окончательный спор между католиками и протестантами был решён в ходе длительной и опустошительной Тридцатилетней войны (1618-1648). Согласно заключённому по её окончании Вестфальскому миру протестантская церковь закрепила своё право на сосуществование наряду с католической.

 

Победа протестантизма в ряде стран Европы повлекла за собой изменения в экономической и духовной жизни. Протестантские учения поощряли неустанный труд, деловую активность, предприимчивость. Протестантская этика оправдывала полученные трудом доходы и негативно относилась к бедности и нищете, считая их проявлением лени, праздности, пороков, отсутствия удачи. Новая идеология воспитывала

Сейчас на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Хорошева Наталья Александровна © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz