ПЛАН.
- Буддизм на
Востоке в средние века.
- Возникновение
ислама. Мухаммад.
- Китайско-конфуцианская
цивилизация.
-1-
В VI
веке в Индии начал устанавливаться феодальный строй. В стране образовалось до
семидесяти самостоятельных княжеств, ожесточённо боровшихся друг с другом и
быстро распадавшихся. Каждое из них делилось на вполне автономные княжества,
которые тоже враждовали друг с другом.
Каким же образом в
этих тяжёлых условиях реализовала себя государственная власть? Правитель того
или иного государства делил его на области – наместничества – и назначал туда
губернаторов, которые ведали налогами, судом, войсками.
Помимо относительно
крупных государств существовало и множество мелких княжеств, во главе которых
стояли раджи и махараджи. Раджи, в сущности, немногим отличались от
губернаторов, если иметь в виду объём их власти. Разница была лишь в том, что
раджа всегда был наследственным правителем, а губернатор – чиновником, который
назначался и сменялся и был (при всей своей автономности) ответственен перед
центром. Даже если княжество включалось в состав какого-либо более крупного
государства (но не обязательно), связь раджи с верховным правителем оставалась
очень слабой: он должен был платить небольшую, чисто символическую дань и
поставлять воинов. Во всём остальном княжества сохраняли свою автономность.
В условиях
политической нестабильности княжество легко могло расшириться и превратиться в
самостоятельное государство, в котором опять-таки выделялись наместничества и
мелкие княжества.
Такую политическую
структуру, конечно, можно назвать рыхлой, но она отличалась гибкостью: в любых
ситуациях переход из одного состояния в другое, из княжества в государство и
наоборот, происходил легко и безболезненно.
Однако главной силой,
цементирующей цивилизацию, была не государственная власть, а сельская община.
Сельская община в
Индии охватывала обычно большую территорию (несколько деревень, а иногда и
целый округ) и представляла собой вполне самостоятельное замкнутое целое,
экономически и социально. Это связано с тем , что в ней объединялись разные
виды деятельности: земледелие, ремесло, торговля и ростовщичество.
Община включала в
себя представителей разных социальных слоёв. В привилегированном положении
находились полноправные общинники, имевшие прочные права на индивидуальный
участок земли. Они могли сдавать свою землю в аренду, передавать по наследству,
продавать. Конечно, община накладывала определённые ограничения: индивидуальные
участки вовсе не превращались в частную собственность. Во-первых, они
принадлежали семье и без её согласия продаже не подлежали. Во-вторых, община
запрещала продавать землю чужакам и сохраняла за разорившимся землевладельцем
право выкупа.
Землевладельцами
могли стать представители разных каст, но большая их часть относилась к высшим
кастам. В число неполноправных общинников входили разорившиеся землевладельцы,
а так же члены низших каст и неприкасаемые. Неполноправные обычно становились
арендаторами или наёмными работниками, а, потеряв личную свободу, превращались
в рабов или крепостных.
Руководил жизнью
общины совет, но, пожалуй, главным скрепляющим её началом были касты, которые
узаконивали и даже освящали неравенство. Представители высших каст имели
неоспоримое право пользоваться за ничтожную плату услугами людей низших каст и
относиться к ним с презрением. Вера в перерождение и карму побуждала относиться
к сложившемуся положению вещей как к данности. Поэтому любой член общины – и
богатый земледелец, и мусорщик – ощущал, что он находиться на своём месте,
которое определено кармой, и должен выполнять в соответствии с этим свои
обязанности по отношению к другим членам общины.
Саморегулирование в
индийской общине достигало уровня автоматизма; замкнутость и самодостаточность делали
её практически независимой от центральной власти; община должна была отдавать
властям 1/6 часть урожая, а в остальном давление государства практически не
ощущалось, да в нём и не было необходимости. Община сама являлась как бы
государством в государстве, причём государством весьма деспотичным и суровым.
Политические неурядицы мало затрагивали жизнь общины, никогда не вовлекавшейся
в военные действия. Смена правителей, смещение границ государств и княжеств не
вносили ничего нового: община по-прежнему платила свой налог, и этим её связи с
внешним миром ограничивались. Индийская община сильно тормозила развитие
феодальных отношений.
Раджи непрерывно
воевали между собой. Ослабленная войнами страна становилась лёгкой добычей
завоевателей. С XI века на Индию совершали набеги
правители мусульманских государств, образовавшихся после распада Арабского
халифата на территории нынешних Ирана и Афганистана. Они грабили и опустошали
города и селения, угоняли и продавали в рабство жителей. Постепенно
мусульманские феодалы завоевали весь север Индии.
Из владений мусульман
в начале XIII века образовалось государство со столицей в Дели –
Делийский султанат. Его правители – султаны – подчинили своей власти большую
часть Индии. Как и в Арабском халифате, вся земля здесь считалась
собственностью правителя государства. Феодалы получали от него в управление
большие области. Постепенно они закрепили за собой эти земли и перестали
подчиняться султану. В XV веке от Делийского
султаната отделились независимые княжества, всюду происходили междоусобицы.
В 1526 г. в Индию
вторгся новый завоеватель Бабур («тигр»). Его войско, состоявшее из жителей
Средней Азии и афганских племён, имело хорошую артиллерию и конницу. Бабур
разбил войско индийских князей и овладел Дели. Так на севере Индии образовалось
государство, которое европейцы назвали империей Великих Моголов («могол» то же,
что «монгол», т.к. Бабур был потомком Чингисхана).
Основатель Могольской
империи Захиреддин Мухаммед Бабур перед смертью разделил свои владения между
сыновьями, оставив основную территорию старшему – Хумаюну, приказав остальным
подчиняться ему. Но Хумаюн не удержал отцовской власти и даже бежал из Индии в
Иран. Незадолго до этого, в 1542 г. у него родился сын Акбар. 1556 г. 13-ий
юноша становится во главе Индии после гибели правившего там Шер-шаха. Владения
Моголов в начале его почти полувекового правления не простиралась дальше
двуречья Ганга и Джамны. В конце его правления только самый юг полуострова
Индостан оставался вне пределов Могольского государства.
Объединение Индии
способствовало развитию торговых связей между отдельными княжествами. Это
стимулировало рост ремесленного производства. Постепенно развивались и
товарно-денежные отношения. Однако особенности индийского общества
препятствовали переходу к мануфактурному производству. Сохранялась жёсткая
кастовая система, предполагавшая, что каждый занимается той же сферой
деятельности, что и его родители. Это исключало социальную мобильность
общества.
Развитие
товарно-денежных отношений подрывало непрочные основы государства Великих
Моголов. На его территории проживали более 20 народностей, говорящих на разных
языках. Около ¾ населения Индии исповедовали индуизм, в то время как
завоеватели моголы были мусульманами. Главной опорой их власти выступала армия.
Великий могол наделял своих приближённых условными земельными владениями –
джагирами. Новые феодалы (джагирдары) получали налоги с крестьянских общин. Они
шли на содержание войск.
Необходимость в
превращении натурального налога в деньги, тратящиеся на содержание двора,
вынуждала джагирдаров обращаться к ростовщикам. Они стали выкупать право
постоянно собирать налоги, и превратились во влиятельную прослойку знати
(заминдары), которая уже не была обязана нести службу.
Значительные долги
джагирдар привели к тому, что они оказались не в состоянии содержать войска, и
это ослабляло военную мощь Моголов.
Многие князья, ранее
считавшие себя вассалами Моголов, и, даже назначенные ими наместники,
переставали признавать их власть. В 1720-1740 гг. в Центральной Индии сложилось
конфедерация Маратхских княжеств, которая подчинила себе большую часть владений
Великих Моголов
В XVIII
веке Могольская империя распалась на несколько государств, которые постепенно
были захвачены английскими колонизаторами.
Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни.
Буддизм
никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного
государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным
общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности
(три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, — что и передавалось из поколения в
поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX
в. — Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,
1)
Есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин
естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности
перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и
Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и
достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных
культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.
2)
Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в
мире, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и
сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона
Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые
записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской
группы (близком санскриту). Эти писания составили канон школы тхеравадинов
(старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали — Типитака):
Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей
(Сутра-питака, на пали — Сутта-питака) и Корзина учений Закона
(Абхидхарма-питака, на пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных
коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.
3)
Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих
(бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и
мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.
В
Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины VII
в. Он стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII
в., в Тангутском государстве IX-XIII
вв. (северо-западная часть современного Китая) — в X
в., в Монголии во второй половине XVI в.; с этого времени
его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII-XVIII
вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая
до Тибета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в
середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло
Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже
исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна
узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 г.праздновалось его
250-летие в нашей стране).
Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с VIII в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.
Буддизм в России
Ранее других буддизм был принят калмыками, роды которых
(относящиеся к западно-монгольскому, ойратскому, союзу племен) откочевали в XVII в. в Нижнее Поволжье и степи Прикаспия,
входившие в состав Московского царства. В 1661 г. калмыцкий хан Пунцук принял
за себя и весь народ присягу на верность московскому царю и при этом целовал
образ Будды (монг. — Бурхан) и книгу буддийских молитв. В декабре 1943 весь калмыцкий
народ был насильственно выселен в Казахстан, а все храмы разрушены. В 1956 г.
ему разрешили вернуться, однако буддийские общины не регистрировались до 1988
г. В 1990-е годы буддизм активно возрождается, открываются буддийские школы для
мирян, издаются книги и переводы на новокалмыцкий язык, строятся храмы монастыри.
-2-
Родиной арабов является Аравийский
полуостров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались скотоводством.
Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба.
Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма
был вделан черный камень, упавший с неба.
Каждое арабское племя имело
своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед
удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем
третьей, после буддизма и христианства, мировой религии. Он родился около
Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с
Меккой. Она закончилась заключением мира, по которому мекканиы признали власть
Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все
арабские племена. С целью распространения нового вероучения по всему миру
арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда
получило название ислам или мусульманство. а его последователей
называли мусульманами.
Религиозные
предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего
«пять столпов ислама»: 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии
Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет
божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»; 2) ритуальная
молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная
милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который
состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время
суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской
святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со
всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в
идеале не признает национальных и культурных различий.
Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие мусульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.
После смерти
пророка (
Первый поход начался в
После четырех первых
халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род
Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в
Дамаск. Огромная территория халифата была разделена на пять наместничеств во
главе с эмирами. Была налажена почтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах
установлены
почтовые станции.
Арабы поселились на многих
завоеванных землях, смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык
получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закрывали на
завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям
исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены
тяжелейшими налогами. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому
постепенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие
некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палестина, стали исламскими,
их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина,
Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже
ислам распространился и на другие, не подвластные халифату территории.
Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из
династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя
Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на
два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами,
поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было
больше, чем шиитов, но в некоторых областях (например, в Иране) шииты
преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской
власти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были свергнуты и почти
все истреблены.
В
С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада.
Слишком велика была его территория, очень разные там жили народы с разным
уровнем развития. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провинций.
Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Марокко,
Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия.
С конца IX в.
реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В
В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками,
пришедшими из
1Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах
и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В
Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции покоренных
народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только
общегосударственным, но и языком литературы и науки.
При Омейядах Дамаск был
украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала
мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в
При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды
щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре,
Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире.
Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять
публичных библиотек.
Благодаря арабам в европейских языках появились слова «алгебра»,
«алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах военачальники были
обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель
оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы
достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александрии и
Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К
числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна,
издавший «Канон врачебной науки», который на протяжении столетий являлся
главным руководством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине
написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и
десятеричную систему.
С древнейших времен у
арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги.
Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».
-3-
Китайская цивилизация
пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных
трансформаций и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того,
средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения всё же
происходили. Средние века в Китае начались гораздо раньше, чем в Европе.
Зарождение феодальных отношений историки датируют временем от XI
до IV в. до н.э., хотя считается, что наилучшие возможности
для развития они получили приблизительно к III
веку н.э.
Постепенно, медленно изживалось рабовладение.
Формировались феодальные отношения. Серьёзные изменения шли в духовной жизни,
пересоздавалась государственная структура и её нравственные основы. В этом
смысле переломным моментом в истории Китая стало появление Конфуцианства.
В середине первого
тысячелетия до н.э. философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал учение,
которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской
системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на
твёрдых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.
Идеи Конфуция, на
первый взгляд далёкие от реальности, спустя несколько веков стали
государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не
изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества.
Методы управления
государством, регулирование отношений между разными социальными слоями,
принципы семейной жизни, этические нормы, которым должен следовать человек, -
вот что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей.
Однако мир потусторонний всё-таки незримо
присутствует в учении: древнее божество – Небо – воспринимается как
сосредоточение высшего блага и гармонии, как образец для подражания. И основные
принципы конфуцианства как раз основываются на подражании небесной гармонии,
они нацеливают человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.
Государство
определялось как большая семья. В этой семье каждый должен занимать своё место
и вести себя так, как подобает его положению. Стержнем, на котором держится
государство, были для философа преданность и покорность. Эти качества должны
пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие
братья и сёстры – старших, а подданные – своих правителей. Однако принцип большой семьи означал и
другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и
полную ответственность власти перед народом. Только в этом случае народ будет
доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное
государство.
Конфуций стремился
сделать государственную власть гуманной. Он придавал большое значение
нравственному облику чиновников: готового пожертвовать во имя своих идеалов.
«Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к
добру, то и народ будет добрым», - говорил Конфуций.
К