ТЕМА № 9.4. Россия в эпоху великих реформ Александра II.
ПЛАН.
1. Великие
реформы Александра II.
2. Общественное
движение во второй половине XIX в.
-1-
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от
передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической
сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление
и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики
правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и
социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.
Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и
господствующего положения дворян.
На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: поступательное
экономическое развитие (укрепление капиталистического уклада), изменения в
социальной структуре (появление новых классов и социальных слоев), мощный
подъем общественного движения.
Во внутренней политике России второй половины XIX в. выделяются три этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение реформ 60-70-х годов. Третий – изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций.
Император Николай I скончался
в разгар Крымской войны. 19 февраля
В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к
управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и
образование. Его наставником был поэт B. А. Жуковский. Составленный им "План
учения” цесаревича был нацелен на "образование для добродетели”. Нравственные
принципы, заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности
будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался
к военной службе и в 26 лет стал "полным генералом”. Путешествия по России и
Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к
решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и
Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов
по крестьянскому делу. Таким образом, 37-летний император практически и
психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в
государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в
историю он вошел как царь "Освободитель”.
По словам умиравшего Николая I, Александр II получил "команду не в
порядке”. Исход Крымской войны был ясен – Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим
правлением Николая, искало причины провала его внешней политики. Участились
крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не
могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении
своей внутренней политики.
По своим воззрениям он был умеренным
консерватором. Потребности экономического развития страны и последствия
поражения в Крымской войне поставили царя перед необходимостью про ведения
решительных реформ.
Главной из них была отмена крепостного
права.
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей
социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств
крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и
социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено
особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента
образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно
на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
В
речи перед предводителями московского дворянства 30 марта
Это означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о
необходимости реформирования государства. Среди них были члены императорской
фамилии (младший брат Александра Константин Николаевич, тетка царя великая
княгиня Елена Павловна), а также некоторые представители высшей бюрократии
(министр внутренних дел С.С. Ланской, исполняющий должность товарища министра
внутренних дел Н.А. Милютин, генерал Я.И. Ростовцев), общественные деятели
(князь В.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке
и проведении реформы.
Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном
для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. "для обсуждения мер по
устройству быта помещичьих крестьян”. Однако недовольство дворянства,
обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность
Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело
Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на
подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и
генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени
лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта
реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ (рескрипт В.И.
Назимову) о создании губернских комитетов "по улучшению быта помещичьих
крестьян”. Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные
распоряжения.
Рескрипт В.И. Назимову считается началом официальной истории
подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был
преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в
том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения
крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности
комитета – она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение
проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в
решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков,
правительство, с одной стороны, фактически вынудило их наняться этим вопросом,
а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих
интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и
желаний господствующего класса.
Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в
губернских комитетах участвовали только дворяне.
В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные
комиссии (председатель – Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать
все проекты, разработанные губернскими комитетами.
В
поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели
от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в
сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под
нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам
небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля
не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но
за большой выкуп.
Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859 г.
поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских
земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы
утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене
крепостного права возвестил Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным
людям прав состояния свободных сельских обывателей…” Практические условия
освобождения были определены в "Положениях” о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости.
Манифест и "Положения” касались трех основных вопросов: личное
освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.
Бывшие помещичьи крестьяне из разряда
пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу.
Крестьянин мог теперь свободно наняться на работу, уйти в город или заняться
промыслами.
Общее положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости, признавало право собственности помещика на все земли.
Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и полевой землей не безвозмездно,
а за повинности и затем выкуп. Преимущество отдавалось «полюбовному»
соглашению между крестьянами и помещиком. В случае не возможности достижения
такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные реформаторами.
В течение первых двух лет должны были быть
составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения
крестьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. Они оставались в этом состоянии до момента
перехода на выкуп.
Размеры крестьянских наделов определялись
местными положениями. Все губернии были поделены на три полосы (черноземная,
нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной полосах в каждой
местности были определены высшая и низшая нормы наделов. Крестьянам
предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если
отводимый крестьянину надел был больше высшей нормы, то помещик имел право
отрезать «излишек » до этой нормы. И наоборот, если фактический надел
крестьянина был меньше низшей нормы, то помещику приходилось прирезать земли
до этой нормы.
Помещики постарались установить нормы в
таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских земель.
Подача помещиками в Редакционные комиссии заниженных данных о размерах
крестьянских наделов привела к тому, что даже после увеличения комиссиями
высших норм крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. В итоге
крестьяне получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспечения
прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы должен был иметь не менее
5,5 десятины на
душу, а в остальных
местностях - от 6 до 8 десятин.
Временнообязанные крестьяне должны были
выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или
барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863
по
Величину
выкупа крестьянских повинностей определили следующим образом: была найдена
величина капитала, которая, будучи положенной, в банк, выплачивающий на вклады
в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка, получаемого помещиком.
Например, при размере оброка в 10 рублей величина выкупа составляла 166 рублей
66 копеек. Иначе говоря, положив в банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек,
помещик получал в год 6 % от этой суммы, что как раз и составляло 10 рублей.
Разумеется, крестьяне не могли сразу
выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении
именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с
участием государства. Крестьяне получали государственный кредит в размере 80 %
выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения
выкупной сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить помещику по
договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне должны были возвращать
государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей
намного превышала затраты государства.
По крестьянской реформе
Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила
специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить
оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят
свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного
положения крестьян.
Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу
многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления
буржуазных отношений.
Вместе с тем, реформа имела половинчатый
характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом,
между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между
различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее
реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских
крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков.
Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался
центральным и наиболее острым во второй половине XIX – начале XX в.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были
земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель –
привести государственный строй и административное управление в соответствие с
новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило
личную свободу. Они стали продуктом стремления "либеральной бюрократии”
продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось
приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и
использовать буржуазию в интересах господствующего класса.
После отмены крепостного права возникла необходимость изменения
местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и
уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из
представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладание
в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их
деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного
значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц,
забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем
центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление
земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии
просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования
либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
Следующим шагом была городская реформа. "Городовое положение” 1870
г. создало в городах всесословные органы – городские думы. Они занимались
вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали
просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким
имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной
буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем
правительственной администрации.
"Новые судебные уставы” 1864 г. вводили в России принципиально
новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его
независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и
состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался
присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных
инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и
тяжкие – в окружном. Особо важные государственные и политические преступления
рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной
практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для
вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались.
Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических
процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался
принцип гласности.
Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная
армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более
современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным
запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными
офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о
всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной
службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки
действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от
образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего
полгода.
В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного
оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение
конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового
флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии,
специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба,
Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными
силами.
Все
это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять
ее боеспособность.
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения
системы образования. В 1864 г. были изданы "Устав гимназий” и "Положение о
народных училищах”, регламентировавшие начальное и среднее образование.
Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное
образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские,
воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и
реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за
обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную
Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения
административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены "Временные правила” о печати. Они отменили
предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на
состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических
изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую
литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы,
во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они
начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в
определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской
социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли
общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Однако
процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего,
обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической
инертностью народных масс. Радикалам (шестидесятники и революционные народники)
не хватало сил коренным образом переустроить общество. Их выступления лишь
активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили
реформаторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были
некоторые высшие государственные чиновники, "либеральная бюрократия”. Этим
объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.
Логическим продолжением реформ 60-70-х
годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений,
разработанных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т.
Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1
марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.
-2-
Либеральное крыло в правительстве в годы
реформ группировалось вокруг брата Александра II великого князя Константина
Николаевича. Наиболее известными либералами были военный министр Д.А. Милютин и
министр внутренних дел П.А Валуев. Они считали, что реформы должны
предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их результатом.
После реформ 60-70-х гг. XIX в.
либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян. Либеральная
политическая мысль развивалась вокруг вопросов расширения самоуправления и
создания центральных представительных органов.
Либеральный лагерь, состоявший из стихийно
развивавшихся течений, не имел своих политических организаций. Наибольшим
радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Видный представитель
земского либерализма И. И. Петрункевич заявлял, что конституция, данная
«сверху», уже не в состоянии удовлетворить интересы народа, и только созданный
самим народом орган может решить накопившиеся проблемы.
В годы оживления общественной жизни вновь
вспыхнули споры о дальнейшем развитии России. На позициях сохранения самобытности
стояли почвенники. Идею сближения с
Западной Европой отстаивали западники.
Почвенники,
идейно родственные славянофилам (включая их нравственную ориентацию на русское
крестьянство), в то же время признавали некоторые положительные начала и в
западничестве. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли,
свободу личности и печати. Принимая европейскую культуру, они одновременно
обличали «гнилой» Запад - его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные,
социалистические идеи.
В противовес почвенникам западники
выступали за необходимость развития России по западноевропейскому пути.
Выступая за сближение России с развитыми странами Европы, западники, так же как
и почвенники, призывали к быстрому развитию промышленности, торговли, новых
средств транспорта. Западники стояли на позициях свободного развития экономики
без вмешательства государства.
В 60-70-х гг. XIX в. в печати широкое
распространение получили народнические взгляды. Организации народников
выражали интересы пореформенного крестьянства, придерживались социалистической
идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития
страны. Происхождение крестьянского социализма народников восходит к идеям А.
Герцена и Н.Г.Чернышевского.
Среди народников большой популярностью
пользовались взгляды П. Л.Лаврова, М. А
Бакунина и П. Н Ткачева. П. Л.
Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь должна
посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа. Он
придерживался взгляда, что историю двигают критически мыслящие и борющиеся
личности. Мысли Лаврова о тщательной подготовке к революции оказали большое
влияние на формирование революционного мировоззрения народников.
М.А
Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был
приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный
России, Бакунин был сослан в Сибирь,
откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым, отрицая
политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы революции.
Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача интеллигенции поднять
его на восстание.
Журналист Ткачев, напротив, предполагал
силами сплоченной революционной организации захватить власть, после чего
провести социалистические преобразования.
Важнейшей
своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. считали вовлечение народа в
революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения
Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна
жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из
активных крестьян и организовывать связи между такими кружками. Подобные идеи
стали толчком к «хождению в народ».
Начало массового «хождения в народ» относится к
весне
Пропагандой было охвачено около сорока
губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг.
«хождение в народ» продолжалось. Но опыт
первого года показал, что крестьянство не воспринимает социалистические
призывы. Тогда народники стали уделять больше внимания разъяснению текущих
нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.
После «хождения в
народ» в
Главное место в деятельности землевольцев
занимала революционная пропаганда. Кроме того, способом революционной агитации
был и террор. Целью каждого террористического акта было привлечение внимания
народа, пробуждение его активности. Террористические акты служили
землевладельцам и способом дезорганизации
правительства, а также ответом на репрессии со стороны властей.
Постепенно землевладельцы от пропагандистской работы все больше переходили к
террору. Продолжая заявлять о решающей роли народа в революции, они видели в
террористических актах первые признаки революции. Росла популярность идей
Ткачева.
В марте 1879 г. группа сторонников активной городской,
политической деятельности объявила себя Исполнительным
комитетом «Земли и воли». «Деревенщики» - сторонники пропаганды на селе –
все более теряли свой авторитет. В
организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо
отвечающей задачам революции.
2
апреля
В программных документах «Народной воли»
выдвигались задачи освобождения народа от «гнета современного государства», осуществления
«политического переворота с целью передачи власти народу» и провозглашения
«традиционных принципов, главные из которых право народа на землю, общинное и
местное самоуправление, свобода совести и слова». Ближайшей целью народовольцев
было свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию,
избранному на основе всеобщих выборов.
Развертывая политическую борьбу в условиях
отсутствия поддержки со стороны народа, народовольцы все больше и больше
обращались к террору. В ноябре
1 марта
После событий 1 марта роль «Народной воли»
В революционной борьбе начинает падать. В движении начался Идейный разброд. Участились
случаи провалов. В
С середины 80-х гг. XIX в. в России
возникают социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских
социал-демократов» Д. Благоева, группы Н. Е. Федосеева и М. И. Бруснева. Члены
кружков знакомились с историей европейского рабочего движения, с марксистской
литературой. Они развернули работу по пропаганде марксизма среди рабочих.
Толчком к развитию марксистского движения
стала деятельность группы «Освобождение труда», созданной в эмиграции в
Появление социал-демократического движения
было связано, прежде всего, с усилением борьбы рабочих за свои права. Тяжелые
условия труда, его низкая оплата вызывали возмущение рабочих, которые
сплачивались и поднимались на борьбу. Крупнейшей стала стачка на Морозовской
мануфактуре в Иваново - Вознесенске в